udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Россияне уже никогда не будут потреблять как раньше

Потребительский бум больше не повторится. Даже в случае оживления экономики и роста доходов у людей все равно останутся память о кризисе и новые стандарты потребления.


В Москве впервые за 15 лет практически остановился рост торговых центров. По данным Knight Frank, с января по июнь 2017 года в столице было открыто всего два подобных комплекса, и оба — за пределами Третьего транспортного кольца. «Последний раз столь низкие результаты были зафиксированы аналитиками в первом полугодии 2003 года», — говорится в отчете компании.

На рынке крупных торгово-развлекательных комплексов ситуация еще хуже: за полгода двери не открыл ни один новый ТРЦ, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные «Магазина магазинов».

Временные заморозки

Объемы ввода торговых площадей рухнули в 5 раз по сравнению с прошлым годом и в 18 раз, если сравнивать с показателями 2015 года. Зато стали заполняться пустоты в уже открытых ТЦ. Если полтора года назад незаполненным стоял 1 миллион кв. метров, то сейчас этот показатель сократился наполовину.

«У нас 500 тысяч кв. метров торговых площадей насчитывалось незанятых на конец 2016 года. Соответственно, стояла задача наполнить именно эти квадратные метры арендаторами, и большой необходимости вводить новые площади не было», — пояснил «Ридусу» исполнительный директор Ассоциации экспертов рынка ритейла Андрей Карпов.

По его словам, строительство торговых центров продолжается, просто некоторые проекты, которые находились в начальной стадии, были поставлены на паузу. Завершались объекты на высокой стадии готовности, консервация которых обошлась бы дороже открытия.

Специалисты Knight Frank полагают, что, с учетом постепенного заполнения пустующих ТЦ, уже в следующем году будут разморожены ряд крупных проектов в сфере торговой недвижимости. Не исключает такой возможности и Карпов.

Он отмечает, что потребность в качественных торговых площадях все равно присутствует. При этом более значимым становится вопрос их расположения, которому не всегда придавалось большое значение в ту пору, когда рынок рос довольно быстрыми темпами. Но с учетом снижения потребительского спроса вопрос локации встал достаточно остро, поэтому любая адекватная и качественная по местоположению торговая точка будет востребована.

Эксперт также предполагает, что в исследовании Knight Frank не учитывалась активность торговых сетей, которые строят собственные гипермаркеты, либо иные более крупные форматы. Они продолжают свое развитие, потому что видят возможность захвата рынка с учетом ухода некоторых конкурентов, которые чувствуют себя гораздо хуже.

Потребитель изменился

Безусловно, резкое сокращение строительства новых торговых центров является прямым следствием снижения потребительской активности. По словам Карпова, кризисные явления в ритейле начали активно проявляться с 2015 года.

Это подтверждает и генеральный директор исследовательской компании НПО Аналитика Михаил Могилевский. Он отмечает, что в каждом ТЦ свои особенности потребительского поведения, и тенденции везде разнонаправленные, но есть и две общие, которые отмечается практически везде.

«За последние почти полтора года медленно, но верно уменьшается время пребывания людей в торговых центрах, и это грустно для всех игроков. И во многих торговых центрах есть тенденция к тому, что частота посещения одним и тем же человеком становится все хуже и хуже», — замечает эксперт.

Поведение российского потребителя стало больше походить на поведение его европейского коллеги. И участникам рынка пора смириться с тем, что ситуация, наблюдавшаяся до 2014 года, скорее всего, уже больше не повторится даже в случае оживления экономики, считает Карпов. У людей все равно останутся память о кризисе и новые стандарты потребления.

Новая реальность

Оживление экономики, о котором в последнее время бодро рапортуют чиновники, на уровне спроса в ТЦ пока никак не отражается. И игроки рынка не ждут заметных улучшений как минимум в перспективе ближайших 2−3 лет, в отличие от тех же чиновников, которые рассчитывают на рост доходов населения, а следом — и расходов.

Некоторые представители власти уже наблюдают повышение благосостояния населения. На днях глава Минфина РФ Антон Силуанов в эфире телеканала «Россия-1» заявил о том, что с начала года уровень жизни россиян начал выправляться. «Статистика говорит о том, что реальные доходы, особенно в мае, выросли темпами около 3%», — заявил министр. Правда, при этом не пояснил, из какого источника взята оценка.

Официальные данные Росстата со сведениями главы Минфина не совпадают. Ведомство фиксирует продолжение уже почти трехлетнего спада доходов — с октября 2014 года (за исключением одного месяца в начале 2017 года, когда показатель пошел вверх благодаря выплате пенсионерам 5 тысяч рублей).

По оценке статистической службы, в мае доходы населения снизились на 0,4%. Правда, по сравнению с апрельским спадом на 7,6%, эта цифра выглядит почти безобидно. В общей сложности за время кризиса кошельки россиян похудели на 13,7%.

Но даже гипотетические 2−3% роста доходов не дадут сопоставимого увеличения потребительской активности, предупреждают эксперты. Потребители будут продолжать экономить.



Tags: Россия, торговля

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments