udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Кино: Светлана Немоляева представила несколько версий одного убийства

В конкурсе ММКФ показали «Мешок без дна» — новый фильм легендарного Рустама Хамдамова, над которым он работал более пяти лет.
In article 48ab28d351

«Мешок без дна»

Россия, реж. Рустам Хамдамов, в ролях: Светлана Немоляева, Сергей Колтаков, Андрей Кузичев, Елена Морозова, Кирилл Плетнёв, Алла Демидова, Евгений Ткачук, Анастасия Цой, Анна Михалкова, Дмитрий Муляр.

Страница фильма

Некая мадам (то ли и правда ясновидящая, то ли ловко претворяющаяся, но в любом случае — искусная рассказчица) является поразвлечь Его Сиятельство какой-нибудь историей. Слушатель, как можно понять, любит что-нибудь пострашнее, а потому его гостью заранее просят «не запугивать князя»: «Одно или два убийства, не больше». Мадам соглашается: «Обычный гонорар — и одно-единственное убийство», — и принимается за сказку про убитого в лесу царевича. Которого мог убить разбойник — мечом, а могла и царевна — стрелой из лука; а может, это он сам себя зарезал — кинжалом.

Кадр из фильма «Мешок без дна»

Рустам Хамдамов — личность для российского искусства уникальная, во многом даже — легендарная; в короткой биографической справке такого гиганта не ухватишь. В первую, пожалуй, очередь, он — Художник; в кино же у него — совершенно особенный статус. Полвека исполнилось в этом году его блистательной студенческой короткометражке «В горах моё сердце», которую неизменно показывают во ВГИКе в качестве незыблемой классики. Но дальнейшая судьба режиссёра — незавидная.

В начале семидесятых он начинал работать над фильмом, который потом — так распорядилось Госкино — полностью переснимет Михалков под названием «Раба любви». В 1991-м участвовал в конкурсе Каннского кинофестиваля с картиной «Анна Карамазофф», которая из-за скандала с продюсером так никогда и не вышла на мировые экраны. В 2005-м выпустил музыкальную притчу «Вокальные параллели». В 2010-м попал в Венецию с «балетной» короткометражкой «Бриллианты. Воровство». С тех пор — более пяти лет — режиссёр занимался лентой «Яхонты. Убийство», на которой за все эти годы сменилось аж семь операторов и которую сейчас было решено переименовать в «Мешок без дна».

Это, собственно, всё; и между тем мало кто в мире российской культуры оспорит статус Хамданова как безусловного мэтра. Со стороны, быть может, этого не понять, но тем, кто «варится в кино», его имя говорит очень о многом.



Пресс-конференция по фильму «Мешок без дна» в рамках 39-го Московского Международного кинофестиваля

Всё это придаёт нынешнему «Мешку» статус События. К которому, по меньшей мере, следует относиться с уважением. Лучше — с почтением. В идеале — сразу кричать, что это подлинное чудо.

Ситуацию усугубляет тот факт, что для своего столь долгожданного фильма мастер выбрал рассказ Рюноскэ Акутагавы «В чаще», уже имеющий всем известную экранизацию: «Расёмон» Акиры Куросавы. Нужно быть либо безумцем, либо гением (ну, либо авантюристом), чтобы предлагать подлинным киноманам (а именно они — главный, если не единственный зритель Хамдамова) свою собственную «перепевку» всем известного шедевра.

Понятно, что с учётом известных обстоятельств (это, к тому же, ещё и чёрно-белое кино с большими, порой минут по восемь, «немыми» кусками!) многие заранее будут настроены на самое что ни на есть восторженное восприятие данного произведения искусства.

В связи с чем как-то от себя комментировать это кино сложно — и, наверное, даже не нужно. Скажем только, что это явно фильм не для всех.

Кадр из фильма «Мешок без дна»

Нынешнее название картине дала сказка из «Тысячи и одной ночи» про бездонный мешок, в связи с которой «десятиголовая» героиня Светланы Немоляевой бросает вызов своему царственному собеседнику: «Кто больше слов наплетёт, тот и выиграл». Словам Хамдамов предпочитает образы — и с этим недостатка тут уж точно нет.

В воде плавает голова с мечом на шапке. В небе зависают неизвестного происхождения летающие шары. Охранники и служанка чертят на доске математические формулы. Кот огрызается на медвежью шкуру. «Грибы» на лесной поляне делают гимнастические упражнения. Крестьянка забивает гвоздь в гроб, после чего в него усаживаются дети. Малыш писает в серебряный горшочек.

Хотите — разгадывайте, не хотите — не надо.

Кадр из фильма «Мешок без дна»

«Мы грезим, — говорит рассказчица своему заинтригованному нетерпеливому слушателю. — Грёзы милее действительности. Если бы не было сказок, чем бы мы защитились от жизни?..» «Мешок без дна» — и есть эти самые воплощённые грёзы, перенесённые на экран сны и мечты незаурядного художника.


Tags: видео, культура
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments