udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Кино и комикс: Люк Бессон перенёс на экран классического «Валериана»

В прокат выходит новый фильм Люка Бессона «Валериан и город тысячи планет» — экранизация культового комикса, повлиявшего не только на «Пятый элемент», но и на «Звёздные войны».

«Когда мне было десять лет, я каждую неделю зачитывался приключениями Валериана в „Pilote“, — вспоминает сейчас Люк Бессон. — С замиранием сердца ждал каждого нового выпуска». Эксклюзивное интервью с популярным режиссёром и авторами оригинального графического романа предваряет первую книгу из намеченного полного собрания «Валериана»: она вышла на русском языке как раз накануне громкой премьеры.

Первый фильм повторяет первый выпуск, ведь для многих зрителей и встреча с «Валерианом» будет первой.

Трейлер фильма «Валериан и город тысячи планет»

Пьер Кристен и Жан-Клод Мезьер работают над своим «Валерианом» уже без малого полвека, выпустив за это время порядка двадцати циклов, распроданных миллионными тиражами. Некоторые — в том числе и автор предисловия к книге Стэн Баретс — полагают, что этот творческий тандем создал «лучший комикс всех времён и народов», «не только шедевр комикса как девятого искусства, но и шедевр научно-фантастической литературы», влияние которого распространилось далеко за пределы одной только Франции.

Комикс о путешествиях Валериана в шестидесятые годы стал настоящим прорывом. И прототипом для последующих произведений в этом жанре.

Достаточно, например, одного придирчивого взгляда, чтобы понять, что Джордж Лукас был знаком с «Валерианом» не понаслышке: некоторые кадры «Звёздных войн» детально повторяют иллюстрации Мезьера, к чему тот, впрочем, всегда относился философски. «Он прекрасно знает, что является одним из „отцов“ современной научной фантастики, одним из основных разработчиков в данной области, где черпают вдохновение все последующие поколения иллюстраторов, хотят они того или нет», — замечает на этот счёт уже упомянутый Баретс.

Ролик фильма «Валериан и город тысячи планет», посвящённый оригинальному комиксу

С Мезьером Бессон сотрудничал два десятилетия назад, заказав ему (и автору «Герметического гаража» Жану «Мёбиусу» Жиро) концепт-арты будущего «Пятого элемента». Именно во время той совместной работы у Бессона родилась идея экранизировать и «Валериана», но очевидный масштаб проекта не позволил ему состояться в девяностые годы:

Надо было дождаться революции, совершённой Джеймсом Кэмероном в «Аватаре». Тогда я подумал, что с новыми технологиями можно наконец снять и «Валериана». За несколько лет до этого я уже набросал несколько вариантов киноверсии, но только «Аватар» сделал съёмки фильма реальными.

Несмотря на то, что «именно Мезьер и Кристен стали пионерами в индустрии научно-фантастических графических романов» («До нас никто не рассказывал о таких приключениях, — отмечает Мезьер. — В этой серии возможно всё. Каждый новый выпуск отправляет нас туда, куда мы пожелаем»), в России «Валериан» до настоящего момента был известен в первую очередь преданным поклонникам жанра — даже несмотря на наличие анимационного франко-японского сериала десятилетней давности.

Разворот графического романа Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера «Валериан» («Полное собрание. Книга 1»)

Пользуясь случаем и давним интересом российского зрителя к творчеству Люка Бессона, издательство «Азбука-Аттикус» представила читателям совершенно роскошный том, включивший в себя три первых больших приключения Валериана и его неизменной спутницы-ассистентки Лорелин: «Дурные сны» 1967 года, дилогию «Город зыбучих вод» — «Земля в огне» (1970) и «Империю тысячи планет» (1971).

В первом из них лучший «пространственно-временной агент» Валериан отправляется из 2720-го года в XI век вслед за исчезнувшим инспектором Ксомбулом, который, как выясняется, задумал стать императором Галактики:

Знаете, Валериан, буду с вами откровенен. Цель у меня простая: хочу контролировать Галаксити. Уж поверьте мне, человечество XXVIII века не стоит ломаного гроша. {…} Надо стряхнуть апатию с Галаксити, наполнить его настоящими чудовищами из кошмаров и жутких снов наших предков. {…} И каждый человек станет моим рабом. И вся власть сосредоточится в моих руках. И земляне начнут великий очистительный крестовый поход. И вновь восторжествует война!!!

Именно здесь, в этом западноевропейском средневековье, Валериана спасает от беды местная красавица Лорелин: с той поры они практически неразлучны. И даже если в следующий раз Валериан вновь отправляется на задание один, Лорелин опять выручает его в трудную минуту.

Фрагмент разворота графического романа Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера «Валериан» («Полное собрание. Книга 1»)

Теперь они — в Нью-Йорке 1986-го года. Сюда сбежал тот же самый Ксомбул, по-прежнему мечтающий «стать единственным лидером, способным навести на Земле порядок». На сей раз им выбрана «таинственная эпоха», «серое пятно в истории Земли»:

Никто так точно и не установил, что произошло между 1986 годом и XXIV веком. {…} Именно тогда традиционная цивилизация была стёрта с лица Земли в результате некоего стихийного бедствия. {…} В 1986 году случайно взорвалось хранилище водородных бомб возле Северного полюса. {…} Вечные льды стали таять, на всей планете воцарился жаркий климат, уровень моря поднялся на десятки метров, и под водой исчезло большинство крупных городов.

Но в задачу Валериана не входит предотвращение всей этой катастрофы: «Права менять прошлое у меня нет!» И выполнив очередную миссию, он улетает в своё прекрасное будущее, оставив наш мир — по крайней мере, пока что — в столь прискорбно разрушенном состоянии.

Разворот графического романа Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера «Валериан» («Полное собрание. Книга 1»)

И только в «Империи тысячи планет» — подсказавшей Бессону, как легко понять, название его фильма («Этот выпуск стал первым „настоящим“ „Валерианом“, символизирующим рождение новой серии, где смешиваются футуризм и Средневековье и чувствуется сильное влияние космической оперы в лучших традициях Джека Вэнса») — герои отправляются с родной Земли на исследование далёкой Галактики.

Их цель — столичная планета Сирт Великолепный, которая славится «самым богатым рынком в империи», но до сих пор «замкнута в своей системе», не имея пока никаких контактов с Галактической Земной империей. Прикинувшись туристами, Валериан и Лорелин хотят «разузнать, не опасны ли жители Сирта для землян. А если опасны, то насколько». И вскоре им предстоит вляпаться в конфликт с так называемыми «мудрецами», властителями этого мира, «лица которых скрыты за металлическими масками».

Заброшенные лаборатории, которые вы видели, закрытые заводы, бесчисленные разрушенные школы… Всё это дело рук мудрецов! Они появились на Сирте лет сто назад, и с того времени наш мир приходит в запустение… Знания скрываются. Архивы уничтожаются. Науку заменяет религия. {…} Император молчит, а они продолжают грабить и убивать, чтобы занять все ключевые посты…

Ролик фильма «Валериан и город тысячи планет»

Пьер Кристен признаёт, что герои, схожие по типажу с Валерианом, в шестидесятые годы уже были, однако добавляет: «Но нам совершенно не хотелось создавать истории с супергероем, у которого есть суперспособности и супермускулы». «Мы работали так, словно ещё были подростками и придумывали историю просто ради забавы», — вспоминает он и комментирует содержание данного тома:

Создаётся впечатление, что в своих первых выпусках мы набираем разбег. Словно стремимся создать твёрдую основу раз и навсегда. Действие «Дурных снов» происходит в прошлом. В «Городе зыбучих вод» герои живут в настоящем и борются с грядущей катастрофой. И только в «Империи тысячи планет» мы летим вперёд, в будущее.
«Должен признаться, я был отчаянно влюблён в Лорелин, хотя и Валериан мне тоже нравился», — говорит в свою очередь Люк Бессон, и, вспоминая хорошо знакомых нам героинь из его предыдущих фильмов, в это очень даже легко поверить. «Лорелин не такая однозначная, как Валериан, — описывает явно повлиявшую на него девушку режиссёр. — Она не любит подчиняться и часто лезет на рожон. Может быть, из-за того, что и жизненный опыт у неё не такой, как у него: она всё же из Средневековья».

Ролик фильма «Валериан и город тысячи планет»

На сей раз Бессон, работавший с такими кинобогинями как Анн Парийо, Натали Портман, Милла Йовович и Скарлетт Йоханссон, пригласил на главную женскую роль идола нового поколения — топ-модель Кару Делевинь, за последнюю пару лет стремительно ворвавшуюся и в мир кино (благодаря в том числе и другой экранизации комикса — «Отряду самоубийц»). Оживить Валериана французский мэтр позвал Дэйна ДеХаана, чей карьерный взлёт также связан с комиксами: он играл Зелёного Гоблина в предпоследнем фильме про Человека-Паука. В других ролях Бессон задействовал таких звёзд как Клайв Оуэн, Рианна, Итан Хоук, Ален Шаба и Рутгер Хауэр.

Конечно, «Валериан и город тысячи планет» в какой-то мере лишь отталкивается от своего первоисточника, предлагая зрителям отчасти свой сюжет, свою трактовку, своё представление об этой истории и героях. Тем любопытнее будет сравнить — загодя нашумевший фильм с великим и поразительным оригиналом.

Обложка графического романа Пьера Кристена и Жан-Клода Мезьера «Валериан» («Полное собрание. Книга 1»)

Tags: видео, художественные фильмы
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments