udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Инструкция: что делать пассажирам «ВИМ-Авиа»

Пока госорганы решают, как быть с авиакомпанией «ВИМ-Авиа», «Ридус» спросил у профессионалов рынка, что делать ее пассажирам, застрявшим в различных аэропортах.

Прекращение чартерных перевозок авиакомпанией «ВИМ-Авиа» и угроза ее скорого банкротства оставили с билетами на руках и в ощущении полной неопределенности около 100 тысяч пассажиров. Около 45 тысяч из них (по данным АТОР) — туристы, находящиеся в зарубежных странах и уже практически не имеющие шансов вернуться домой самолетами этой авиакомпании.

Часть из них уже находится в аэропортах, в ожидании обещанных вылетов, а части еще только предстоит оказаться в аналогичном положении, по мере окончания отдыха и приближения времени отлета домой.

«Ридус», журналистам которого доводилось оказываться в аналогичной ситуации, в том числе с детьми на руках и абсолютно без денег, подготовил ряд советов и рекомендаций, способных помочь нынешним жертвам «ВИМ-Авиа», а также всем другим пассажирам, оказавшимся в схожем положении.

В подготовке рекомендаций нам помогали директор Национальной ассоциации по развитию туризма Карен Гончаров, директор ассоциации в сфере выездного туризма «Турпомощь» Александр Осауленко, а также представители туристических компаний.

В данной статье мы разберем все типовые ситуации и вопросы, с которыми уже столкнулись или неизбежно столкнутся в ближайшее время пассажиры «ВИМ-Авиа».

Я приехал в аэропорт, чтобы улететь с отдыха домой, где узнал, что мой авиаперевозчик «ВИМ-Авиа» задерживает рейс на неопределенное время, как мне быть?

По действующим правилам, в случае задержки рейса перевозчик обязан предоставить пассажирам воду и питание, а при необходимости и ночлег в гостинице.

К сожалению, в данной ситуации об этом можно забыть.

Представители „ВИМ-Авиа“ сейчас озабочены своей собственной судьбой гораздо больше, чем судьбой своих пассажиров, причем уже почти наверняка бывших, — поясняет Карен Гончаров. — Им бы самим от работодателя расчет получить.

Из этого можно сделать вывод, что обращаться за чем-либо к авиакомпании в сложившейся ситуации бессмысленно. Весьма вероятно, что «ВИМ-Авиа» ждет процедура банкротства, а это косвенно указывает на то, что ни денег на еду и гостиницы, ни самолетов для вывоза пассажиров в ее распоряжении уже нет.

Впрочем, это вовсе не повод для отчаяния. Необходимо обратиться к представителям туроператора, с которым турист заключал договор, так как возникшие обстоятельства являются проблемой не пассажира, а оператора, и решать, как вернуть домой своих клиентов, предстоит только ему.

Если человек покупал пакетный тур, то все обязательства авиакомпании „утоплены“ в договоре с туроператором,поясняет Карен Гончаров.

Действительно, инцидент с «ВИМ-Авиа» далеко не первый, и, как показывает практика, туроператорам, с привлечением посторонней помощи или без, всегда удавалось вернуть домой всех «застрявших» туристов.

Таким образом, клиентам операторов, в чьих турпакетах перевозчиком значится «ВИМ-Авиа», следует понимать, что домой они попадут в любом случае. Единственная проблема заключается в том, что ожидание «эвакуации» может затянуться на период от нескольких часов до нескольких суток.

Стоит ли покупать обратные билеты самому?

Однозначного ответа на этот вопрос нет, ибо он целиком и полностью зависит от конкретной ситуации конкретного человека. Если речь идет о пассажире, купившем не турпакет, а только авиабилеты, то для него покупка нового обратного билета будет единственным разумным выходом.

Покупать билеты самому придется и в том случае, если у пассажира нет времени ждать, пока оператор найдет возможность отправить его домой другим рейсом или другой авиакомпанией. 

Если у вас есть деньги на покупку обратного билета прямо на месте и если вам требуется срочно вернуться домой и вы не можете себе позволить зависнуть в пункте отправления на несколько дней, покупайте новые билеты, — говорит Карен Гончаров. — Но вы должны отдавать себе отчет в том, что требовать возврата за них денег вам придется только через суд — потому что вашим договором с авиакомпанией или с туроператором такая возможность, скорее всего, не предусмотрена. И их представители будут доказывать в суде, что они были готовы вывезти вас, пусть с опозданием, и что это сугубо ваши проблемы, что вы оказались таким нетерпеливым.

Стоит ли продлевать время пребывания в отеле в ожидании «эвакуации»?

Это может быть вполне разумным решением, особенно если пассажиры летят с маленькими детьми. Однако здесь необходимо отдавать себе отчет, что отныне пребывание в отеле — не отдых, а экстренная необходимость, решаться на которую нужно только после появления полной ясности относительно того, когда конкретно состоится обратный рейс.

В противном случае пассажир рискует опоздать на борт, неожиданно «добытый» туроператором для своих клиентов. Совет в данной ситуации только один: будьте на постоянной связи со своим оператором.

Как быть, если обратный вылет рейсом «ВИМ-Авиа» предстоит еще только через несколько дней?

Ответ на вопрос такой же, как и в первом случае. Если вы уже в курсе, что у авиакомпании большие проблемы, следует как можно быстрее связаться со своим туроператором, который наверняка уже ищет способы вашей «эвакуации». Надеяться на то, что дела у авиаперевозчика неожиданно наладятся и все вернется на круги своя, бессмысленно. Шансы на такое решение минимальны.

Обращение к туроператору гарантирует, что вы по крайней мере не потеряетесь и не «выпадете из процесса» в общей неразберихе. Если оператор предлагает вам гарантированно вылететь другим рейсом раньше срока окончания отдыха, отказываться не имеет смысла. Следующее «окно возможностей» может открыться уже значительно позже этого срока.

Если вы покупали билет сами, без участия туроператора, заняться покупкой нового билета следует как можно раньше.

Можно ли вернуть обратный билет «ВИМ-Авиа» за деньги?

Однозначный ответ — нет.

Следует понимать, что вернуть имеющиеся билеты авиакомпании „по-хорошему“ уже не получится, даже если они приобретались по возвратному тарифу, — говорит Карен Гончаров. — Про невозвратные вообще лучше не говорить. Потребовать деньги обратно с „ВИМ-Авиа“ теперь можно исключительно через суд. Но и здесь надо ясно отдавать себе отчет в том, стоит ли игра свеч. 
Ну сколько стоит авиабилет — пусть максимум евро 400. Но вы как клиент компании-банкрота по закону оказываетесь последним в очереди ее кредиторов. Перед вами компания обязана будет погасить долги перед работниками, акционерами, перед государством и т. д. До вас очередь может просто не дойти, хотя бы потому, что всего имущества „ВИМ-Авиа“ может не хватить, чтобы расплатиться с кредиторами даже первой очереди.

Что делать, если вылет на отдых рейсом «ВИМ-Авиа» только предстоит?

Если билет входит в состав турпакета, необходимо срочно обратиться к своему туроператору. В этом случае он обязан будет либо вернуть деньги за весь пакет, либо предложить альтернативный вариант доставки к месту отдыха.

В случае покупки билета у авиакомпании целесообразно подумать о приобретении нового у другого перевозчика. По имеющемуся проездному документу улететь уже вряд ли удастся.

О возможностях истребования компенсации от авиакомпании будет рассказано ниже.

Можно ли пассажирам «ВИМ-Авиа» рассчитывать на помощь со стороны ассоциации «Турпомощь»?

Скорее всего, нет.

К сожалению, у нас нет никаких специальных фондов на такие случаи, — пояснил „Ридусу“ директор ассоциации в сфере выездного туризма „Турпомощь“ Александр Осауленко. — Такой фонд есть у Росавиации. В этом году в этот фонд заложено 80 миллионов рублей. Мы же, согласно закону, можем тратить наши фонды только в случае банкротства туроператора. Авиакомпания же в данном случае — это третья сторона, согласно Гражданскому кодексу. По ГК же, в таких ситуациях обе стороны, то есть туроператор и турист, несут равную ответственность за риски, связанные с отношениями с третьей стороной. К сожалению, практически никто из людей, покупающих путевки, про эти тонкости не осведомлен, а туроператоры практически никогда своих клиентов в эти детали не посвящают.

Можно ли рассчитывать на компенсацию затрат, понесенных пассажирами в связи с ситуацией с «ВИМ-Авиа»?

Теоретически можно, но только через суд. Для этого необходимо собрать документальные свидетельства о всех понесенных расходах, будь то новые билеты, оплата гостиницы, приобретение еды и т. п. Иски могут быть поданы в отношении туроператора или авиакомпании (для тех, кто приобретал билеты сам).

Впрочем, вероятность их полного удовлетворения минимальна. Туроператор будет в суде настаивать на том, что сделал все возможное (скорее всего, он действительно это сделал) для того, чтобы решить проблемы своих клиентов в условиях форсмажорной ситуации. О возможности получения чего-либо с авиакомпании мы уже говорили выше.

В сухом остатке

Основных вариантов поведения в сложившейся ситуации два:

как можно быстрее обратиться к своему туроператору, если билеты «ВИМ-Авиа» приобретались в составе единого турпакета;покупать новые обратные билеты самому (и как можно быстрее), если билеты были куплены непосредственно у перевозчика;

О том, что перспективы решения вопроса по первому сценарию сегодня достаточно благоприятны, «Ридусу» подтвердила представитель туристической компании TUI Russia & CIS Татьяна Круглова.

У нас примерно 500 человек сейчас находится в Турции и еще небольшое количество — в Италии, — пояснила она. — Причем у части из них окончание тура еще не завтра, поэтому мы в рабочем порядке подыскиваем им запасного перевозчика, если „ВИМ-Авиа“ не возобновит работу. А тех туристов, которые должны вылетать прямо сегодня, мы рассаживаем в самолеты других перевозчиков, где имеются свободные места. 
Той же части наших клиентов, которые еще находятся в Москве, мы предлагаем на выбор три варианта. Либо перенести дату вылета с тем, чтобы мы могли поменять авиакомпанию, либо вылететь прямо сейчас в какое-то другое „пляжное“ место, которое обслуживают другие перевозчики, например на Кипр. Либо, если оба варианта человека не устраивают, мы готовы вернуть деньги за тур в полном объеме.



Tags: авиабилеты, туризм
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments