udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Автопром должен умереть

По мнению ряда экспертов, крах автомобильной промышленности в некоторых странах приведет к скачку в их экономическом развитии. Существуют и другие мнения.

Сегодня был вбит последний гвоздь — точнее, вкручен последний винт — в гроб австралийского автопрома: закрылся последний в стране автомобильный завод Holden в Аделаиде.

Последней машиной, сошедшей с конвейера, стал красный седан Commodore V8 Redline.

Концерн Holden был единственным австралийским производителем автомобилей в истории страны. Он появился в 1856 году — в ту пору компания производила в Австралии седла для лошадей.

Все четыре колеса

Убеждение, что наличие собственного автопрома — это обязательный атрибут великой державы, является пережитком 20-го века, убеждена Ирина Остроух, эксперт Института этнологии и антропологии РАН.

«Если говорить конкретно про Австралию, то в этой стране живет даже меньше людей, чем в Канаде, чуть больше 20 миллионов человек. Это никак не мешает ей быть одной из самых высокоразвитых стран мира. Но высокоразвитость в 21-м веке подразумевает совсем не то, что под этим словом имелось ввиду в прошлом столетии», — объяснила она «Ридусу» свою точку зрения.

В прошлом веке (а шире — в индустриальную эпоху) признаком могучести страны было наличие дымящих заводов, куда в огромных количествах через одни ворота подвозилась руда, а из других ворот выезжали вагоны с товарами. Это могущество требовало столь же огромного количества рабочих рук — вот почему США, Канада и та же Австралия «импортировали» трудовую силу со всего мира.

В постиндустиральную эпоху такая структура экономики стала уже не признаком развития — а признаком отсталости.

«Вы посмотрите на Австралию. У нее ближайший сосед, сравнимый по экономическим показателям — это Япония. Ее промышленная база вообще превосходит австралийскую. И здесь же — Китай, поставщик дешевой рабочей силы. Так зачем австралийским промышленникам платить более высокую зарплату своим рабочим, если ту же японскую „Тойоту“ дешевле сделать китайскими руками?» — говорит Остроух.

© Ольга Соколова/Ridus

С сентиментальной точки зрения — да, вид красной машинки, последней сходящей с конвейера, выжимает слезу у всех, кто причастен к ее производству. Но с экономической точки зрения закрытие автопроизводства высвобождает для австралийской экономики ресурсы, необходимые для броска вперед в отраслях, которые в 21-м веке будут означать для страны то, что в 20-м для нее значил автопром: высокие технологии. Их китайским рабочим не передоверить, а развитая система переобучения в Австралии гарантирует, что потерявшие работу сотрудники Holden найдет себе применение в дргуих областях.

Подобная ситуация характерна не только для Австралии, но и для многих развитых стран. Более того, если «зеленый континент» никогда не рассматривался, как центр мирового автомобильного производства, то схожие тенденции начинают проявляться и в мировой автомобильной Мекке - США. Производить автомобили там все менее и менее выгодно, что в общем-то и привело к упадку мировой автомобильной столицы - Детройта.

Возьмите на буксир

Автопром по-прежнему может быть драйвером роста экономики, потому что современный автомобиль «тянет» за собой развитие десятков смежных областей, в первую очередь электронику, не согласен с Остроух главред журнала «За рулем» Максим Кадаков.

«Да, можно занять позицию „жить у теплого моря лучше, чем в загазованной Москве“. Но почему-то мало кто бросается продавать жилье в столице и переезжать в Анапу. Потому что в Москве ко всем ее очевидным неудобствам прилагается работа, а одним морским воздухом сыт не будешь. То же самое относится и к странам», — сказал он «Ридусу».

Те страны, правительства которых проводили дальновидную политику и инвестировали с замахом на «послезавтра», сейчас могут себе позволить «переехать к морю», не потеряв в темпах развития. Для них в самом деле избавление от грязных, материалоемких и трудоемких производств — благо.

Но, с другой стороны, в таких странах как Япония или Германия наличие передовых технологий нисколько не вредит наличию у них автопромышленности мирового уровня, подчеркивает Кадаков.

«Более того, в этих странах автопром — это золотое дно! Каждое рабочее место в автопроме тянет за собой десяток рабочих мест в смежных отраслях и в соседних странах. Автопром — это локомотив, который там тянет всю экономику, от новых материалов до производства планшетов. Поэтому отказываться от отечественного автопрома имеет смысл только если у страны есть идеи и технологии, которые могут двигать экономику с большей силой, чем это делает производств автомобилей», — резюмирует эксперт.

Tags: автомобиль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments