udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Почему пользователи уходят с Facebook

Социальная сеть Facebook стремительно теряет подростковую аудиторию в возрасте от 13 до 17 лет. За последние три года востребованность ресурса у этой возрастной группы сократилась почти на треть.

Такие данные приводит исследовательская организация Pew Research Centre на основании опроса указанной группы населения, проживающей на территории США.

Молодежь уходит

По сравнению с 2015 годом, когда Facebook пользовались более 70% подростков в США, социальная сеть испытала резкое падение пользовательского интереса.

В марте 2018-го только половина респондентов (51%) сообщили, что используют этот ресурс.

Особенно заметно падение популярности Facebook выглядит на фоне роста аудитории других социальных сетей и онлайн-площадок.

За аналогичный период востребованность сервиса Instagram увеличилась более чем на треть (с 52 до 72% от общего количества ответивших). Snapchat также вырос, показав почти 70-процентный прирост (с 41 до 69%).

Самым популярным онлайн-ресурсом стал видеохостинг YouTube. Его молодежная аудитория в этом году составила 85% от всех подростков в США (данные за 2015 год отсутствуют).

Что не так с Facebook?

Популярность социальных сетей в различных странах мира отличается. «В мире не существует одинаковой для всех стран глобальной культуры использования гаджетов и социальных сетей», — рассказала «Ридусу» научный сотрудник НИУ ВШЭ, координатор Клуба любителей интернета и общества Полина Колозариди.

«В российских реалиях подобные данные могли бы сильно отличаться: Facebook фигурировал бы не на самых высоких местах — на вторых, а то и на третьих ролях», — считает Полина Колозариди, прозрачно намекая на популярность российского аналога — «ВКонтакте», а также других «местных» социальных сетей.

Тем не менее тренд замедления темпов прироста аудитории Facebook на фоне масштабных успехов его конкурентов, скорее всего, характерен не только для США, считает она:

Если говорить про Facebook, то, конечно, заметно, что другие сервисы растут в популярности, а он — нет. Почему? Во-первых, сегодня наблюдается очень сильное движение в сторону видеоконтента, обмена визуальным контентом. Люди хотят больше присутствовать в жизни друг друга, и это означает, что им интереснее смотреть видео и обмениваться видеороликами друг с другом, а не создавать свою социальную историю, как предлагает Facebook.

«Я бы разделила эту тенденцию на три составляющих: первое — визуальность, второе — потоковость, третье — сужение групп общения».

«Первое — визуальность. Людей привлекает возможность увидеть мир глазами другого человека. Пользователи, которые начинают со смартфонов, меньше привыкли к текстовой культуре, подразумевающей переписки или дневниковый стиль блогов. Ведь можно просто показать, как каждый видит мир, и вот — мы как будто стоим с вами рядом.

Второе — потоковость. Поток — это live-стримы, которые связаны именно с категорией „здесь и сейчас“. Facebook с трудом попадает в эту тенденцию. Да, там тоже есть видео, но они встроены в более классическую историчную линейную схему, где вы, например, рассказываете, о чем вы думаете сейчас, что у вас произошло, — это более медленный классический стиль. Сравнивать эти модели — как сравнивать комиксы и классический роман.

Наконец, третье — сужение групп общения. Интернет сегодня для многих пользователей — это не способ связи со всеми и каждым, а часть повседневного общения, связи между существующими группами вокруг вас».

Поэтому Facebook, который представляет себя как социальная сеть для большого, глобального сообщества, оказывается немного старомодным,
— рассказала Полина Колозариди.

На днях украинский медиаэксперт Анатолий Шарий, чей аккаунт в Facebook удалили без объяснения причин, обрисовал основные недостатки этой соцсети для продвинутого интернет-пользователя.

Facebook — это та соцсеть, которую давным-давно стоило бы покинуть, если бы не возможность очень быстро находить контакт с политиками, со всеми нужными людьми. По сути, для распространения информации Facebook сейчас это ноль,
— сказал блогер, посетовав на крайне медлительную работу службы поддержки ресурса.

Подмоченная репутация

Впрочем, большинство пользователей используют Facebook для общения с друзьями, коллегами и получения информации, а не для поиска политиков. Помимо устаревших механизмов у этой соцсети есть и другие проблемы, спровоцировавшие отток пользователей.

Огромный урон репутации Facebook наносят и регулярно повторяющиеся скандалы с утечками личных данных пользователей. Начиная с ситуации вокруг «слива» сведений о 50 миллионах аккаунтов в компанию Cambridge Analytica и заканчивая сотрудничеством с производителями сотовых телефонов.

Естественно, это все не добавляет популярности и доверия пользователей продукту. Дополнительных проблем добавляет и внутреннее давление, которое испытывает топ-менеджмент компании. За последний год руководителю Facebook Марку Цукербергу пришлось испытать на себе еще и негативное отношение инвесторов, едва не выразивших ему вотум недоверия.

А что в России?

В Рунете позиции продуктов компании Facebook не выглядят такими уж шаткими.

По данным ресурса Mediascope, за период с июля 2015 по июль 2018 года Facebook потерял 11% своей месячной аудитории, откатившись с рубежа в 21,2 миллиона уникальных посетителей в месяц на отметку 18,8 миллиона.

Однако его главный конкурент на российском рынке «ВКонтакте» (ВК) испытал еще более серьезный отток пользователей, потеряв 21% аудитории за три года.

Не может похвастаться приростом и YouTube, который в России, тем не менее, по числу уникальных посещений в месяц расположился ближе к ВК.

Зато стремительно вырос Instagram, почти сравнявшийся по аудитории с Facebook. В июле 2015 года он даже не входил в топ-20 самых популярных интернет-ресурсов РФ.

Классические социальные сети, такие как Facebook и «ВКонтакте», уже собрали практически всю свою потенциальную аудиторию и завершили фазу активного роста, пояснил «Ридусу» медиаэксперт, автор Telegram-канала «Встал водички попить» Андрей Жариков.

Действительным фактором, влияющим на „отток“ (пользователей. — Прим. „Ридуса“), является стагнация аудитории социальной сети: она не растет. Все уже давно либо в Facebook, либо используют его для рекламных целей, либо имели опыт взаимодействия, но по каким-то причинам уходят в другие сервисы, например локальные соцсети, фотосервисы, мессенджеры,
— объяснил он.

По его мнению, связывать проблемы Facebook исключительно с внешним негативным фоном, создаваемым преследующими компанию скандалами, в корне не верно.

«Действительно, репутационные издержки повлияли не только на отношение к соцсети со стороны пользователей, но и на стоимость акций компании Цукерберга, однако не стоит в полной мере связывать „массовый отток“ с репутационными проблемами», — отметил Жариков.

Facebook зарабатывает на рекламе. Логично, что в его приоритете — рекламодатель. Для него создаются новые инструменты, — продолжил он. — Да, довольно агрессивно меняется алгоритм формирования новостной ленты, из-за чего в новостях становится больше рекламы. Она не всегда удачна и интересна, поэтому молодые пользователи, потребляющие развлекательный контент, переключаются на другие сервисы
.

Помимо непосредственно социальной сети Facebook, в портфеле компании находится ряд других интернет-сервисов, ориентированных непосредственно на пользователя, которые способны «подхватить» аудиторию, утекающую с основного продукта, добавил эксперт.

Не стоит рассматривать Facebook как „проигрывающую“ платформу. Компания владеет разными активами (Instagram, WhatsApp, Messenger и так далее), у которых своя растущая аудитория и модели работы с активными пользователями. К тому же Facebook анонсировал открытие глобального доступа к собственному видеосервису Watch, который развивали в США в последний год. Через несколько месяцев он будет доступен и в России,
— заключил он.

Tags: социальные сети
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments