udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

На водителей без ОСАГО объявлена фотоохота

Водители, севшие за руль не имея полиса ОСАГО, будут получать штрафы автоматически, без длительных разбирательств в ГИБДД и судах.

Эта мера начнет работать со следующей недели.

Планировалось начать автоштрафование автовладельцев еще с 1 сентября, но в последний момент приведение меры в исполнение отодвинули на месяц — чтобы не раздражать автомобилистов в период региональных выборов.

Камеры будут считывать номер автомобиля, сравнивать информацию при помощи автоматизированной информационной системы обязательного страхования и в случае отсутствия полиса, передавать эту информацию в ГИБДД для оформления штрафа.

Штраф за езду без ОСАГО штраф составляет 800 рублей (если оплачен в течение 20 дней, то 400).

Влияние охоты на незастрахованных водителей на безопасность дорожного движения будет минимальной, считает юрист Коллегии правовой защиты Марат Бикбов.

«Дыра» в этой затее заключается в том, что камеры фиксируют номер автомашины, а не лицо того, кто ею управляет. Но по стране тысячи и тысячи водителей водят по доверенности, или просто одалживают автомобили у знакомых на конкретную поездку, и владельцы этих авто не вписывают их в свои полисы как допущенных к управлению,— сказал он «Ридусу».

Соответственно, если аварию совершает такой «непрописанный» водитель, то возникает правовая коллизия: кто несет ответственность за это ДТП — владелец транспортного средства или человек, непосредственно им управлявший?

И наоборот: если владелец автомашины не приобрел полис ОСАГО, то сидящий за рулем по доверенности (а сейчас даже доверенность иметь не обязательно) водитель вообще не ограничен никакими рамками и может вести себя на дороге на свой страх и риск, потому что «хуже не будет».

Собственник-то получит штраф не за совершение ДТП, а за неисполнение обязанности по страхованию гражданской ответственности. Поэтому за рулем может вообще сидеть человек без прав — «прочитать» это камера все равно не сможет. Поэтому кроме как автоматического сбора денег эти камеры ни на что не повлияют,— размышляет Бикбов.

Пока не совсем понятно, как будет администрироваться эта «фотоохота», и это вызывает много вопросов, говорит автоюрист Сергей Смирнов.

Первый из них — если водитель без ОСАГО в течение суток проехал под десятью камерами, ему будет выписано 10 штрафов. Это выглядит дико с точки зрения здравого смысла, но с точки зрения закона это именно так, и оспорить десять штрафов за одно, по сути, правонарушение водителю не удастся,— сказал «Ридусу» эксперт.

Сейчас в Москве установлено около 2000 камер на автодорогах, так что шансов быть оштрафованным многократно у таких водителей более чем достаточно.

Второй момент: согласно законам, автовладелец имеет право ездить без полиса в течение 10 дней после вступления вправо собственности автомобилем.

Если в течение этих 10 дней автовладелец проезжает под камерами, те фиксируют, что данное транспортное средство не застраховано, и штрафы будут сыпаться как из рога изобилия. Скорее всего, владельцу такие штрафы удастся оспорить — но зачем водителям еще и эта головная боль?— говорит Смирнов.

Наконец, возможна довольно пикантная ситуация, когда в ДТП попадает автомобиль, владелец которого не застраховал его по ОСАГО, но которым в момент аварии управлял другой человек, и именно этот другой признан виновником ДТП.

Учитывая что всего в России, по оценкам РСА, около 4,5 млн автовладельцев ездят без полисов ОСАГО, такая ситуация совершенно не гипотетическая.

Как при такой аварии выяснять, кто кому сколько должен за ущерб?

Сидевший физически за рулем водитель будет должен, во-первых, тому, чей автомобиль он повредил как виновник ДТП. Во-вторых, он будет должен хозяину машины, которую он тоже, наверняка, повредил. А вот пострадавший в таком ДТП будет поставлен перед выбором: требовать возмещения ущерба со владельца машины, с водителя машины или с них обоих? И в какой пропорции? И как эту пропорцию установить, если страховая компания у виновника отсутствует?— говорит Смирнов.

То есть получается настоящий «бермудский треугольник», и разбираться его сторонам придется «по понятиям» как в 1990-е годы, предвидит он.

Tags: ОСАГО, автомобиль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments