udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Празднование 50-летия Советской власти в Ленинграде (начало)

О том, как город на Неве праздновал полувековой юбилей Советской власти рассказал философ и культуролог Олег Владиславович Немиро в книге-альбоме «Пятьдесят факелов над Невой».


Перелистаем страницы этой книги:

К празднованию юбилея Советского государства вся страна готовилась задолго до знаменательного торжества. Постановление ЦК КПСС от 4 января 1967 года «О подготовке к 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции» призывало: «Провести 50-ю годовщину Великой Октябрьской социалистической революции как великий праздник трудящихся, славный праздник всех народов СССР, как торжество идей Октября, идей коммунизма».
Под знаком приближающегося пятидесятилетия Советской власти в Ленинграде прошли Первомай, праздник Победы, фестивали искусств, празднования историко-революционных дат, международная встреча «Октябрь и молодежь», многочисленные театрализованные зрелища в парках и садах.
Первомай 1967 года вылился в своего рода генеральную репетицию празднования пятидесятилетия Октябрьской революции. Агитационным целям служили афишные тумбы с наклеенными на них листовками, приказами, воззваниями, страницами петроградских газет и фотографиями 1917 года.

По заданию областного и городского комитетов КПСС с сентября 1966 года группа архитекторов и художников — А. Алымов, В. Сохин, Н. Захарьина, В. Шевеленко, В. Ловкачев, А. Говорковский, В. Маслов, В. Попов, Г. Адуевская, Б. Александров, А. Киселев, А. Королев, И. Сыроежкин, Л. Нусберг, М. и Е. Щегловы — под руководством главного художника города В. Петрова и главного конструктора группы П. Панфилова приступила к составлению генерального плана украшения Ленинграда к празднованию пятидесятилетия Великого Октября. Декораторы разработали единую художественную программу убранства четырнадцати районов города. Группа координировала деятельность предприятий и учреждений, привлеченных к созданию праздничного наряда Ленинграда.

В каждом районе специальные коллективы занимались комплексным украшением своих территорий. В Невском районе работала группа оформителей под руководством скульптора В. Трояновского, в Октябрьском — архитектора Р. Мишковского, в Петроградском — архитектора А. Говорковского и художника С. Малкииа, в Калининском — художника А. Тевьяна, в Василеостровском — архитектора М. Штриммера, в Выборгском — выпускника Высшего художественно-промышленного училища В. И. Мухиной Э. Насибуллина.

К составлению проектов оформления улиц и площадей и к изготовлению его технических элементов привлекались студенты и преподаватели Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, декораторы Театрально-производственного комбината Ленинградского отделения Художественного фонда РСФСР, Ленинградского художественного комбината декоративно-прикладного искусства и Комбината живописно-оформительского искусства, инженеры, конструкторы и архитекторы ряда ведущих научно-исследовательских институтов, учреждений и промышленных предприятий города.

Генеральный план убранства города в общей сложности включал более тысячи проектов и сто двадцать макетов. «Это была большая, волнующая работа, — вспоминал вскоре после окончания празднества главный художник города В. Петров. — Предстояло впервые создать яркую по масштабам и по выразительным средствам живописную композицию, которая объединяла бы и центральную часть города, и отдаленные районы. Многочисленный коллектив энтузиастов-добровольцев отдал решению этой задачи больше года. Всем нам хотелось найти такую художественную композицию, которая отражала бы славную историю Советской страны и нашего города, замечательные свершения современности. Она должна была быть созвучной высокому душевному настрою ленинградцев, тому творческому подъему, с каким все мы готовились к торжественным дням юбилея Великого Октября».

Новые конструктивные и пластические решения, оригинальные и непривычные масштабные, фактурные и цветовые контрасты помогли создать запоминающийся праздничный образ города. Едва ли не первостепенная роль в декоративной «одежде» Ленинграда отводилась электрической иллюминации. Помимо подcвета прожекторами, оконтуривания линиями электрических лампочек архитектурных объемов, кораблей, мостов, высвечивания панно, плакатов и портретов, введения иллюминированных цифр и размещение на фасадах зданий и на перетяжках электрогирлянд, декораторы широко использовали эффекты «бегущих» и «пульсирующих» огней, пиротехнику. Новейшая осветительная аппаратура, люминисцентные и газосветные (неоновые и аргоновые) трубки сложной конфигурации, злектролюминофоры, системы автоматического регулирования электроподачи позволили выполнить оригинальные светящиеся лозунги, эмблемы, силуэтные изображения.

Особое внимание уделялось оформлению главнейших площадей города — Дворцовой, Пролетарской диктатуры, Ленина, Восстания, Революции, Марсова поля, художественных и историко-революционных архитектурных памятников — Смольного, Зимнего дворца, Петропавловской крепости, Адмиралтейства. Тщательно продумывалось декоративное убранство набережных и акватории Невы, украшение ведущих городских магистралей — путей следования демонстрации.
Смольный вошел в историю Великой Октябрьской социалистической революции как штаб Октября. Отсюда В. И. Ленин руководил восстанием питерского пролетариата, отсюда вооруженные отряды отправлялись на штурм Зимнего. Группа В. Петрова и Л. Нусберга, оформлявшая территорию Смольного, старалась воссоздать обстановку памятных октябрьских дней. Вдоль чугунной ограды на бетонных плитах, замощенных традиционным петроградским булыжником, художники разместили декоративные костры с красным подсветом. Пилоны ограды, оклеенные воззваниями военно-революционного комитета, создавали тревожную обстановку Октября 1917 года.

От ворот Смольного и до площади Пролетарской диктатуры, по обеим сторонам асфальтированной аллеи, были расставлены скрещенные в козлах деревянные красные винтовки. Таблички-флажки на них с названиями заводов и районов говорили о тех революционных отрядах рабочих и солдат, которые подняли знамя Великого Октября.

Ограду пропилеев украшали щиты-панно с фотомонтажными и живописными композициями, посвященными победе Октябрьской революции в Петрограде. В дни праздника, когда на город опускались сумерки, загорались символические костры, красными лампочками подсвечивались кроны лип и пирамиды красногвардейских винтовок, прожектора освещали монументально-декоративные панно и громадный портрет В. И. Ленина в центре фасада здания Смольного.

Необычным выглядело оформление площади Ленина у Финляндского вокзала, где в апреле 1917 года петроградские рабочие торжественно встретили великого вождя революции. Звуковое и световое праздничное убранство этой площади поражало своей динамической выразительностью. По сути дела, это было грандиозное кино-цвето-музыкальное представление о В. И. Ленине, большевистской партии, о Великом Октябре. Авторы проекта украшения В. Петров и Л. Нусберг назвали декоративную композицию «синтетическим плакатом». Центром объемно-пространственного комплекса стал бронзовый памятник Ильичу. Вокруг него художники смонтировали четыре громадных киноэкрана. На них мощные прожекторы проецировали силуэт памятника, ставшего эмблемой Ленинграда, кинопроекторы синхронно посылали изображения: фотографии В. И. Ленина и его боевых соратников, уникальные снимки эпизодов Октябрьского восстания, кадры кинохроники и фотодокументов. Демонстрировались отрывки из черно-белых и цветных художественных фильмов, посвященных Ленинграду и Октябрю. Светозвуковой рассказ «1917 год» сопровождался воспроизведением записанных на магнитофонную ленту ленинских речей, дикторским текстом, чтением стихов В. Маяковского, исполнением революционных песен и «Аппассионаты» Бетховена. В единый ансамбль убранства входила и кинетическая установка «Костер»: разноцветные, закрепленные на металлическом каркасе, электрические лампочки, загораясь, казались языками взметнувшегося пламени.

Просто и оригинально украсили Марсово поле архитекторы В. Петров, В. Сохин и И. Корнилов. На мачты фонарей были надеты кумачовые цилиндры, которые светились изнутри, напоминая издали гигантские красные свечи и горящие факелы. Деревья и кусты, скверы подсвечивались красными лампочками и прожекторами, создавая приглушенное торжественное освещение всего пространства Марсова поля. Подобное декоративное решение, строгое и лаконичное, еще больше оттеняло священную торжественность места захоронения борцов за пролетарское дело.

Историческая Дворцовая площадь приобрела особенно торжественный и праздничный облик. Авторы проекта ее убранства В. Петров, А. Алымов, Л. Нусберг, архитекторы и конструкторы ЛенЗНИИЭПа, сохранили красоту архитектурного ансамбля и в то же время сделали площадь неузнаваемо новой и нарядной. Впервые за трибунами оформители поместили портреты руководителей партии и правительства. Фасад Зимнего дворца украшали алое полотнище с золотистым гербом СССР и флаги братских союзных республик. По флангам центральной трибуны находились иллюминированные цифры «1917» и «1967». Вдоль сквера, примыкающего к площади, стояли пять мачт с макетами правительственных наград, которых удостоен город-герой.

На здании бывшего штаба гвардейского корпуса, откуда в конце октября 1917 года В. И. Ленин руководил операциями против контрреволюционных войск Керенского — Краснова, на динамическом фойе из узких трепещущих на ветру алых полос — громадное изображение улыбающегося Ильича, словно присутствующего на празднике пятидесятилетия Октября и приветственно машущего рукой проходящим демонстрантам.

Оформление площади Восстания раскрывало название площади, где не раз происходили столкновения питерских рабочих с самодержавием и контрреволюционной буржуазией в период революций 1905 и 1917 годов. Фасады Московского вокзала, гостиницы «Октябрьская» и других зданий по замыслу архитектора В. Хазанова были декорированы острыми и динамичными по силуэту красными щитами.

Своей ритмикой и напряженностью форм они напоминали развернутые знамена восставших отрядов. На красных плоскостях выделялись надпись «Октябрь», цифра «1917», эмблема серп и молот. Центром украшения площади стала расположенная в сквере по продольной оси Невского проспекта шестнадцатиметровая конструкция. На лицевой стороне ее, обращенной к Невскому, находилось монументальное изображение рабочего, молотом разбивающего двуглавого орла. Этот экспрессивный по силуэту и движению барельеф, выполненный из листового алюминия способом ручной «выколотки», создал студент Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной А. Кожухов. Ажурная конструкция по всему периметру была охвачена широкой алюминиевой лентой, пронизывающей ее подобно серебристой молнии. На ленте были выбиты слова первых декретов Советской власти.

Убранство площади Восстания открывало нарядную двухкилометровую перспективу Невского проспекта. Его оформлением занималась группа архитекторов в составе Л. Катонина, 3. Журавлевой, Г. Бебешко, В. Требухина и И. Бухман. Электрическая иллюминация явилась основным декоративным элементом праздничного наряда проспекта. Пожалуй, никогда еще главная магистраль города не видела столько света, столько ярких, красочных огней. На перетяжках через проспект в три ряда были натянуты электрогирлянды, образовавшие огненный купол. Между ними распластались, словно парящие в воздухе, светящиеся пятиконечные звезды. Цилиндрические каркасы, опоясанные по спирали лентами кумача, закрывали осветительные столбы. Когда внутри каркасов зажигались лампочки, необычная «одежда» фонарных опор выглядела особенно эффектной.

На зданиях центральной магистрали Ленинграда — панно, плакаты, флаги и приветственные лозунги. Художники акцентировали внимание на убранстве скверов, перекрестков, угловых выступов. На углу Невского и улицы Восстания они поместили громадное, вытянутое по горизонтали живописное панно, изображающее революционные события Октября 1917 года.



Продолжение
Tags: СССР, книги, праздник, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments