udav102 (udav102) wrote,
udav102
udav102

Празднование 50-летия Советской власти в Ленинграде (продолжение)

ПРОДОЛЖЕНИЕ, начало здесь

В сквере перед Казанским собором находилась объемнопластическая композиция «Космос» (автор проекта архитектор Л. Катонин): сужающийся алюминиевый шпиль-иглу опоясывал широкий обруч с символическими и эмблематическими изображениями и лозунгами, прославляющими достижения советской науки в овладении космическим пространством.

Завершающим декоративным акцентом оформительского комплекса проспекта стала силуэтная аппликация из серебристого металла на перетяжке через Невский при пересечении его с улицей Герцена. Она изображала ряды штыков, повернутых в сторону арки Главного штаба, — символ исторического штурма Зимнего.

В праздничный наряд проспекта вписались и три светокинетические установки. Две из них — специальное табло-экран с демонстрацией документальных и художественных фильмов, расположенное на крыше одного из зданий на площади Восстания, и световая газета «бегущая строка» на углу Невского и Садовой улицы — были выполнены коллективом архитекторов института Ленпроект.

Третью — двадцатипятиметровую металлическую карту «Петроград 24— 25 октября 1917 года» у Гостиного двора с динамическим световым и звуковым сопровождением — рассказом об Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде — смонтировали инженеры и техники Ленинградского отделения треста «Севзапэнергомоитаж». Систему автоматического управления наладили электрики завода «Светлана».

Площадь Революции открывала праздничный декоративный ансамбль Петроградского района и его ведущей магистрали — Кировского проспекта. В сквере на площади в огненном кольце прожекторов светилась пятиметровая гипсовая скульптура «Пламя революции» (увеличенная копия одного из проектов известного советского ваятеля В. Мухиной). Фасад института Ленпроект украсил профильный портрет В. И. Ленина, помещенный на динамическом фоне, составленном из свободно натянутых и «пульсирующих» на ветру кумачовых полотнищ. Подвижной фон подчеркивал торжественную монументальность и величие образа В. И. Ленина.

Небольшую круглую площадь при пересечении Кировского проспекта и улицы Мира украшало оригинальное подвесное устройство в виде иллюминированного металлического обруча, внутри которого были начертаны слова: «Декрет о мире». На радиально натянутых тросах, поддерживающих это гигантское кольцо, оформители повесили государственные флаги разных стран.

У въезда на площадь Льва Толстого светилась карта-схема «Петроградский район в дни Октября». По периметру площади стояли мачты с флагами союзных республик. На фасаде здания кинотеатра «Аре» помещалось алое полотнище с изображением Государственного герба СССР. На перетяжке со стороны Большого проспекта был протянут плакат с лозунгом: «Миру — мир!». Перспективу Кировского проспекта у площади замыкала металлическая сетка-перетяжка с аппликационным профильным портретом В. И. Ленина — копией ставшего популярным изображения вождя, выполненного ленинградским художником-монументалистом А. Мыльниковым для занавеса Кремлевского Дворца съездов.

Перед Нарвскими воротами, на гранитных постаментах, горели три факела, символизирующие этапы пролетарской борьбы.





Россыпями огней привлекало убранство промышленного объединения «Электросила». На проходной и на плоскости фасада одного из корпусов завода было смонтировано символическое изображение из светящихся трубок сложного рисунка: голубая вода подступала к плотипе гидростанции, генератор вырабатывал ток и громадная красная искра-молния перекидывалась к светодинамической карте-схеме, красочно представляющей картину развития электрификации в СССР и показывающей города нашей страны, где известна продукция прославленного ленинградского предприятия.

В праздничный декор Ленинграда органично вошли символы и эмблемы, раскрывающие сущность пролетарской революции, этапы социалистического строительства, успехи хозяйственной, научной и культурной жизни Советской страны, созидательный труд во имя коммунизма, освоение космоса, борьбу за мир и мирное сосуществование. Эти символы и эмблемы оформители поместили на полотнищах, транспарантах и перетяжках (Суворовский проспект), па декоративных установках в виде громадных кубов (Варшавский мост через Обводный канал, Измайловский проспект), на щитах-конструкциях с двусторонними аппликационными изображениями и рисунками (проспект Москвиной) и т. д.


Успехи социалистической экономики за пятьдесят лет символизировала объемная ажурная конструкция на площади Труда. Она была составлена из самых простых элементов. Оформители удачно использовали строительные леса. Натянули на них широкие полосы кумача с названиями крупнейших советских новостроек, сроками их пуска, а также датами освоения природных богатств страны и покорения космического пространства: «Волховстрой — 1918», «Турксиб — 1927», «Магнитка — 1929», «Беломор-канал — 1931», «Комсомольск — 1932», «Волго-Дон — 1948», «Целина — 1954», «Братск — 1955», «Космос — 1957». Рядом с этой внушительной по размерам многоэтажной установкой, возвышающейся над окружающими площадь зданиями, стоял огромный, обтянутый кумачом «Серп и молот» — увеличенный макет первой советской эмблемы, рожденной в 1918 году и олицетворяющей трудовое единство поднявшихся на борьбу за социалистическое преобразование мира двух дружественных классов — пролетариата и крестьянства.

В свете тысяч разноцветных огней нарядной выглядела акватория Невы. Как и всегда, в дни всенародных торжеств, цепи электрических лампочек украсили пролеты мостов, высветили по контурам силуэты боевых кораблей дважды Краснознаменной Балтики, пришедших для участия в празднествах.

Только на этот раз кораблей было значительно больше, чем прежде. Стройными рядами они застыли по всему невскому рейду. Снова загорелись светильники на ростральных колоннах стрелки Васильевского острова, впервые вспыхнувшие в дни празднования 250-летия основания Ленинграда. На стенах Петропавловской крепости, от Государева до Трубецкого бастионов, в первый раз зажглись пятьдесят факелов, символизирующих полувековой юбилей Советского государства (технический проект инженера-конструктора С. Урюнипа).

Эффектное зрелище представляло светокинетическое оформление Университетской набережной, посвященное теме «Советская паука за пятьдесят лет». Оно было разработано творческой группой, руководимой Львом Нусбергом, в которую вошли художники-конструкторы Г. Битт, В. Бородин, Ф. Инфанте и В. Бутурлин. Между Съездовской и Менделеевской линиями они смонтировали три металлические конструкции, символически изображающие достижения советской науки в области физики, химии и исследования космоса. Динамическая, переливающаяся разноцветными огнями светозвуковая композиция объединяла ажурные установки, воспроизводящие в многократном увеличении иллюминированные схему строения атомного ядра («Атом»), громадный вращающийся цветок («Космос») и гигантский алмаз («Молекула»).

У каждого кинетического устройства благодаря сложной системе автоматического управления и блокировки была своя строго определенная программа: световая, динамическая и звуковая. Движение света дополнялось звучанием электронной «космической» музыки.

6 ноября у дома № 1 на Сердобольской улице, где находилась последняя квартира ленинского подполья, на митинг в честь открытия на этом историческом месте мемориально-декоративного комплекса собрались тысячи ленинградцев. Монументальная композиция объединила портрет В. И. Ленина работы скульптора В. Захарова, карту, запечатлевшую путь следования великого вождя революции от конспиративной квартиры на Сердобольской в Смольный, фреску-панно «Вся власть Советам!», созданную но эскизу художника Э. Насибуллина. В общий ансамбль убранства вошла и четко продуманная композиция зеленых насаждений, выполненная по проекту художника Е. Ушаковой. Более полутора лет молодой монументалист Насибуллин трудился над эскизами фрески, а на натуре (в технике сграффито) она была выполнена за рекордно короткий срок — три недели.

7 ноября 1967 года Дворцовая площадь стала центром военного парада и демонстрации трудящихся города, а Нева — грандиозного театрализованного спектакля «Праздник «Авроры». Сотни тысяч жителей города и его гостей явились участниками и зрителями этих запоминающихся зрелищ.
После окончания торжественного парада войск Ленинградского военного округа Дворцовую площадь заполнила тысяча знаменосцев. Вокруг машины-«броневика» со скульптурной фигурой В. И. Ленина — участники шествия, одетые питерскими рабочими-красногвардейцами, революционными солдатами и балтийскими моряками. Рядом с ними шли ветераны Октябрьской революции со знаменами Петербургского комитета РСДРП (б) и крейсера «Аврора», с большим, почти во всю ширину площади, кумачовым лозунгом «Вся власть Советам!».

В колоннах трудящихся Московской и Нарвской застав, Выборгской и Петроградской сторон можно было видеть плакаты и портреты с изображением В. И. Ленина, исполненного с широкоизвестных рисунков советских художников Н. Андреева, И. Бродского, Н. Жукова, П. Васильева, увеличенные копии уникальных ленинских фотографий, транспаранты и металлические сетки-щиты с силуэтно-аппликационными профильными портретами Ильича.

Художественный наряд демонстрации говорил о гордости ленинградцев одержанными победами в трудовом соревновании в честь Великого пятидесятилетня. На украшенных машинах — производственные эмблемы заводов: макеты шестерни, зубчатого колеса, корабельного винта, новой турбины, океанского парохода, модели новейших станков. В рядах судостроителей завода имени А. А. Жданова, рабочих Металлического завода имени XXII съезда КПСС — лозунги и призывы, щиты и плакаты с графиками роста производства.

Над морем ликующей людской волны — полотнища алых знамен, портреты и плакаты. В руках манифестантов — искусственные и живые цветы, воздушные шары, маленькие красные флажки с написанными золотом словами: «Октябрь», «Мир», «Ленин», «Ленинград».

В девять часов вечера 7 ноября на Неве в красочном зареве огней и в свете десятков мощных прожекторов с цветными фильтрами начался величественный спектакль «Праздник «Авроры». С крейсера «Киров» — командного пункта режиссера-постановщика С. Якобсона — взвилась сигнальная ракета, прозвучал сигнал фанфар. В то же мгновенье вспыхнула иллюминация кораблей, засияло кружево невских мостов, у стрелки Васильевского острова, переливаясь всеми цветами радуги, взметнулись ввысь подсвеченные снизу струи фонтанов.

Радиодинамики разнесли голос диктора — рассказ о Ленине, о незабываемых октябрьских днях 1917 года. Одновременно шестнадцать декорированных быстроходных катеров, на которых трепетали Государственный флаг СССР и флаги союзных республик, освещаемые вспышками ракет и красными лучами прожекторов, направились вниз по Неве от Смольного к «Авроре». На палубе легендарного крейсера произошла торжественная церемония вручения флагов. В это же время на фарватер большой Невы вышли катера, с которых били тридцатиметровые струп фонтанов. В лучах мощных прожекторов проплыв этих катеров производил впечатление многоцветной водяной феерии.

В 21 час 30 минут в небе на парашютах повисли красные огоньки. Радиоусилители передали сигналы горнистов: «Слушайте все!». В эти минуты, настроившись на Ленинград, работали все радиостанции Советского Союза. Телевизионные камеры Интервидения направлены па Неву. Оркестры играют партийный гимн «Интернационал». Ровно в 21 час 45 минут раздался праздничный выстрел «Авроры». Он прозвучал точно в то же время, что и пятьдесят лет назад, когда залп исторического крейсера революции по Зимнему дворцу ознаменовал рождение новой эры. Вслед за символическим выстрелом слышен мощный взрыв с бастионов Петропавловской крепости, ответившей, как и полвека назад, революционному флагману. Салютуют двадцать два корабля, участвующих в торжествах. Над невским рейдом разливается мелодия песни А. Островского «Пусть всегда будет солнце!». От «Авроры» вверх по реке устремляется торпедный катер, выбрасывая каскад разноцветных искр. Это был сигнал к началу фейерверочного представления.

Ослепительно яркое и эффектное пиросимфоническое зрелище, носящее название «Праздник огня», составило вторую и третью части грандиозного спектакля-зрелища. Город на Неве салютует пятьюдесятью залпами. Вокруг «Авроры» — огненная феерия. На катерах-знаменосцах разгорается радужное сияние. Под величественные аккорды «Песни о Родине» И. Дунаевского они проходят тремя кильватерными колоннами мимо кораблей, приветствующих их залпами ракет. Под звуки «Вальса цветов» зажигаются тысячи пиротехнических огней. Всю акваторию Невы буквально заливает море фейерверочных россыпей. Вспыхивают бриллиантовые «звездные букеты», «одуванчики», «тюльпаны», «огни Москвы», «красные гвоздики», «астры», взлетают в виде фонтанов «золотистые форсы». С мостов нескончаемым потоком льются огненные водопады, словно бурлящие каскады электростанций. Разноцветное зарево разрывает темноту ночи. Огни сияли с кораблей, мостов, Петропавловской крепости.

Пиротехническое представление на Неве осуществила творческая группа под руководством И. и В. Юрковых. Коллектив талантливых фейерверкеров изготовил четырнадцать тысяч «комет», четыре тысячи «римских свечей» и «звездных букетов», тысячу «одуванчиков», пятьдесят разнообразных горящих фигур и множество «бомб» и «бураков». Одновременно с «Праздником «Авроры» в четырех точках города были зажжены фейерверки: в Калининском районе — на стадионе завода «Красный выборжец», в Московском — в Парке Победы, в Кировском — на стадионе Кировского завода и в Невском — над Володарским мостом.

Заключительным моментом юбилейного церемониала стал октябрьский карнавал (автор сценария и постановщик — Е. Табачников, главный художник — Г. Берман). Карнавальный поезд состоял из трехсот декорированных автомашин и мотоциклов. Его художественное оформление воссоздавало страницы истории Великой Октябрьской социалистической революции и пятидесятилетней жизни Страны Советов.

В течение года костюмеры театрально-производственного комбината и специальные мастерские шили бушлаты, шинели, бурки, папахи, буденовки. Художники расписали пятьсот декораций, изготовили большое число объемных бутафорных элементов: чучел, масок, гигантских из папье-маше голов, трансформирующихся фигур и прочее. Фонды музеев дали оружие, киностудия «Ленфильм» — старые машины. В этом оригинальном уличном спектакле были заняты более полутора тысяч актеров ленинградских театров и Госцирка, студенты театральных вузов и училищ, участники художественной самодеятельности районных дворцов и домов культуры.
В кузовах грузовиков расположились ощетинившиеся штыками красногвардейцы, моряки революционной Балтики. Проехали машины с комиссарами в черных кожаных куртках, с матросами «Авроры», опоясанными пулеметными лентами, с солдатами-фронтовиками в папахах с красными розетками и ленточками вместо кокард.

На других машинах, за указательной стрелкой с надписью: «Кого мы били» — объемные карикатурные фигуры и маски Керенского, министров Временного правительства, Краснова, Махно, Колчака, Деникина, Врангеля. В громадном «мусорном ящике» _ вдохновители иностранной интервенции. Далее следовали автомашины, украшенные увеличенными копиями популярных в период гражданской войны политических плакатов и сатирических рисунков В. Маяковского для «Окон РОСТА».

Трехкилометровый карнавальный поезд стартовал на Стадионе имени С. М. Кирова, прошел по крупнейшим магистралям и площадям города в общей сложности более пятидесяти километров и финишировал у стрелки Васильевского острова. Под звуки песни И. Дунаевского «Летите, голуби!» в небо Ленинграда взлетели сотни белоснежных голубей — вестников мира. Над вечерней Невой вновь вспыхнули радужные огни фейерверка. Это яркое незабываемое зрелище стало апофеозом величественного празднования в Ленинграде пятидесятилетия Октября.

Оформление города поражало своим размахом и масштабностью, красочностью декоративного убранства. Все лучшее, что дал в этом плане опыт первых послеоктябрьских десятилетий, ожило в незабываемые дни юбилейного торжества. Возродились традиции ансамблевого украшения громадных городских территорий, традиции острополитических форм наглядно-зрелищной агитации. Ленинград был одним из организаторов первых советских массовых карнавалов и театрализованных шествий в дни юбилейных торжеств и выдающихся политических событий.

Здесь же родились и первые советские свето-пиротехнические массовые зрелища на площади Урицкого (Дворцовой), такие, как «Взятие Зимнего» в третью годовщину Октября и «Торжество Конституции» в пятый Октябрьский праздник. У многих ленинградцев еще в памяти панорамный спектакль «Десять лет», представленный на Неве во время празднования десятой годовщины Великого Октября, о котором тогдашний секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) С. М. Киров сказал: «Кто знает, может быть, это и есть новый вид искусства и новая форма эстетического воспитания, рожденные нашей эпохой».

В знаменательный пятидесятилетний юбилей Советского государства набережные Невы, улицы и площади Ленинграда, заполненные ликующими толпами народа, снова одели свой яркий, праздничный наряд. На несколько дней город превратился в огромный выставочный зал под открытым небом, созданный художниками по законам красоты и рассказывающий об этапах борьбы, строительства и побед нашего народа, нашего государства. В оформлении Ленинграда проявились характерные черты современного стиля советского декоративного искусства: глубокая идейность, ясность художественной формы, образность и приподнятая эмоциональность.

Поражало разнообразие используемых выразительных средств, комплексность и взаимодействие различных элементов уличного оформления, эволюция которых находится в прямой зависимости от тенденций большого стиля времени, от господствующих принципов градостроения и художественного конструирования.

Tags: СССР, книги, праздник, фотографии
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments